ШАРОВЫЕ КРАНЫ. КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ
Но по мере развития индустрии создания запорных трубопроводных устройств шаровые краны, благодаря их преимуществам, уверенно вышли на первое место. Чтобы понять, почему это произошло, рассмотрим конструктивные особенности шаровых кранов и материалы, используемые для их изготовления.
Шаровой кран состоит из корпуса и регулирующей головки, представляющей собой затвор в виде шара, в котором есть цилиндрическое отверстие. К корпусу по латунным трубкам подается вода, а внутри шара холодная и горячая вода смешиваются, если кран кроме запорной функции выполняет и смесительную функцию. Дополнительно в шаровой кран входят уплотнители, оберегающие нас от протечек, и ручка, осуществляющая поворот шара. Ручка может быть как в форме рычага, так и в форме бабочки. Выполнение главной функции шарового крана « открыто – закрыто» осуществляется за счет вращения шара вокруг оси, расположенной перпендикулярно направлению потока воды. Как видно из вышесказанного, шар - это сердце крана, поэтому качеству обработки поверхности шарового затвора придается большое значение. Латунные шары, как наиболее качественные, подвергаются алмазной шлифовке, и на них наносится антикоррозионное покрытие из никеля и хрома. Такой шар имеет зеркальную поверхность. Если поверхность шара тусклая и шероховатая, то знайте - это изделие низкого качества. Следует отметить, что корпуса и шаровые затворы в высококачественных изделиях изготавливают методом горячего прессования или горячей ковки. Применение других технологий приводит к снижению качества изделий.
Корпуса качественных кранов и шаровые затворы должны изготавливаться из специальных марок латуни, которые в нашей стране регламентируются ГОСТом, а за рубежом - национальными стандартами. В соответствии с этими стандартами в латуни меди должно быть 57 – 60%, цинка - до 40% и свинца от 0,8 до 2,2%. В низкокачественных кранах свинца может оказаться до 5 -7%, это очень плохо, так как известно, что избыток свинца в воде вреден здоровью человека.
В настоящее время ассортимент шаровых кранов очень высок: можно встретить на прилавках стальные, нержавеющие, чугунные, латунные и силуминовые краны. Первое место среди них по безопасности и долговечности занимают латунные краны, которые характеризуются высокой износостойкостью. Краны с шаровыми затворами, выполненными из трансформаторной стали можно увидеть обычно у недоброкачественных производителей. Такие краны легко подвергаются коррозии и становятся негерметичными и, следовательно, имеют малый срок службы. Обычно стальной шар используют, если в латуни нехватка меди и кран из-за этого становится легким, а тяжелый стальной шар скрывает этот недостаток. Следует знать, что латунный шаровой кран со стальным шаром будет иметь тонкие, хрупкие стенки, что тоже снижает его качество. Краны с большим преобладанием цинка имеют повышенную хрупкость и плохо выдерживают механические воздействия. Краны, изготовленные из силумина – сплава алюминия имеют еще более низкую надежность.
Необходимо отметить, что толщина стенок высококачественного шарового крана должна быть 2мм; желание сэкономить металл побуждает производителей уменьшать толщину стенок до 0,5мм, что резко снижает надежность изделия. Уплотнители, используемые в шаровых кранах, могут быть изготовлены из фторопласта или тефлона.